Жизнь через кумбхаку

Кевала-кумбхака, пранаяма и самадхи

Вопреки широко распространенному мнению, что пранаяма – это «дыхательные упражнения», в большинстве йога-шастр (Йога-сутры, Гхеранда-самхита, Хатха-йога прадипика и т.п.) «пранаямой» считается остановка (задержка) дыхания – произвольная (сахита), а на высших этапах – спонтанная (кевала).

Основные эффекты пранаямы, если судить по тем же текстам, следующие – «устранение влияния тела на ум», состояние «унмани» («не-мыслия»), вхождение пран в сушумну, пробуждение Кундалини Шакти.

Тексты хатха-йоги приводят список техник, называемых то пранаямами, то кумбхаками (сурья бхеда, уджджайи, ситкари, ситали, бхастрика, бхрамари, мурччха, плавини), некоторые из них, все-таки, ближе к «дыхательным упражнениям», чем к техникам остановки дыхания. В других текстах (не хатха-йогических), пранаямой, чаще всего, называется последовательность дыхания, чередующая вдох (пурака), задержку на вдохе (кумбхака), выдох (речака) в пропорции 1-4-2. Некоторые источники добавляют к этому кумбхаку на выдохе. Фактически, спонтанно возникающая кумбхака на выдохе (точнее – на полу-выдохе), сопровождающаяся определенными физиологическими и психическими феноменами, и есть искомая «кевала-кумбхака». Методы её достижения могут варьироваться – от выполнения предваряющих дыхательных упражнений с жесткими произвольными задержками и мышечными замками («бандхами»), до удджаи с «хамса»-мантрой и наблюдения за естественным дыханием – как в кашмирских Агамах.

Некоторые современные исследователи склонны сводить эффект от пранаямы только к гипоксии (кислородному голоданию), но практика показывает, что реально вопрос не ограничивается гиповентиляцией.

Растянутое и уреженное дыхание, плюс специфическая работа гортани и носоглотки в удджаи и удлинение выдоха однозначно вызывают парасимпатикотонию – со всеми вытекающими.

Здесь играют роль и специфическое воздействие на нервные узлы и окончания в области горла, и автоматическая интроверсия, возникающая вследствие концентрации внимания на процессе дыхания, частичная сенсорная депривация, и т.п.

Переключение нервной системы в «парасимпатический» режим, как следствие, согласно И.

Кердо, вызывает следующие явления:
алкалоз, увеличение соотношения К/Ca (относительное превалирование калия), увеличение соотношения альбумины/глобулины (относительное превалирование глобулинов) при снижении общего белка в сыворотке, снижение уровня сахара в крови, увеличение содержания жиров в сыворотке крови, увеличение сывороточного холестерина, снижение содержания кетоновых тел, понижение уровня основного обмена, снижение температуры, уменьшение числа лейкоцитов с тенденцией к лимфоцитозу, увеличение числа эозинофилов, снижение частоты сердечных сокращений и минутного объема сердца, кровенаполнение спланхнических сосудов, снижение кровоснабжения скелетной мускулатуры и головного мозга, уменьшение объема циркулирующей крови, бóльшая задержка воды в тканях, снижения уровня основного обмена, возрастание активности органов, которые обслуживают накопление энергии, прирост секреции желудочного и кишечного соков, а также желчи, возрастание двигательной активности гладкой мускулатуры, увеличенное выделение конечных продуктов обмена, ограничение связи с внешним миром, снижение мышечной деятельности, активности органов чувств и мышления, повышение порога раздражимости.

(перевод Р. Минвалеева)

Если конкретизировать применительно к пранаяме – по данным профессора Н.Г.

Триняка (ЧНУ), дыхание с увеличением длительности выдоха и задержки дыхания на выдохе, оказывает выраженное влияние на парасимпатическую часть вегетативной нервной системы, которая замедляет сердечные сокращения, понижает АД, ускоряет секрецию и моторную функцию желудка и кишечника, усиливает сокращение гладких мышц бронхов и бронхиол.

Субъективно – наблюдается, прежде всего, феномен пратьяхары, т.е.

, «отвлечения» органов восприятия от раздражителей, частичная сенсорная депривация и состояние глубокой внутренней концентрации.

Со слов современных практикующих: «…восприятие вдруг, в какой-то момент, сворачивается внутрь, сознание перестает двигаться – а точнее, утрачивает былую подвижность…».

Все эти эффекты достижимы и без практики сахита кумбхаки, бандх и прочих сложностей – исключительно за счет растягивания и урежения вдоха и выдоха вплоть до кевала кумбхаки – а это возможно при практике простого удджай без кумбхак плюс прана-апана анусандхана, а если еще добавить аджапа-джапу – эффект усиливается чуть ли не вдвое. Собственно, это и будет классическая кашмирская чакродая.
Более того, подобный феномен имеет место и в «обычной» повседневной жизни:

…иногда замечаешь, когда просто тупо смотришь в одну точку ничего при этом не воспринимая и не дыша…И вот это ощущение внутренней “пустоты” очень, знаете, потрясающее. Никакого беспокойства ни по какому поводу…

Весь вопрос в том, является ли состояние глубокой пратьяхары самоценным само по себе, или все состояния, подобные «унмани», служат только подготовительной ступенью для более сложной и серьезной внутренней работы.

Свами Шивананда Сарасвати писал, что т.н. “йога-самадхи”, или джада-самадхи – не цель практики. Очевидно, что искомым результатом должно быть не “измененное сознание”.

тем более, не потеря его, а т.н.

“расширенные состояния”, функционально более высокие и продуктивные, с более высокой степенью осознавания, креативности, инсайтной деятельности и частотой пиковых переживаний.

Согласно мнению одного из современных практиков и исследователей йоги, более важным эффектом пранаямы является не просто достижение «измененного состояния сознания», а, напротив, увеличение произвольности, т.е. иерархизованности процессов сознания.

Пример дальнейшего развития техник пранаямы – первые дхараны Виджняна Бхайрава тантры, которые и посвящены уже методам внутренней работы (самьямы) с кумбхаками и достижению кевала-кумбхаки методом “сахаджа”, без волевой задержки:

Вверх как выдох, и вниз как вдох, движется Высшая Шакти (букв. “Дух творения”). От концентрации на двух стыках (вдоха и выдоха) возникает состояние Полноты. /24/

О Бхайрави! Благодаря задержке дыхания в обоих пространствах, снаружи или внутри, по милости Бхайрави возникает состояние Бхайравы. /25/

Не следует ни впускать, ни выпускать Шакти являющуюся в форме дыхания, благодаря безмыслию (нирвикалпатайА) и Ее (Милости) в середине (обретается) форма Бхайравы. /26/

Когда по окончании вдоха и выдоха наступает Полнота, именуемая Покоем, в ней (по милости) Шакти является (Высший) Покой. /27/

(перевод О.Ерченкова)

Таким образом, можно сделать закономерный вывод – все практики пранаямы, и их результаты, вплоть до «самадхи подобных» состояний, являются всего лишь основой для практик более высокого уровня, которые, в свою очередь, призваны привести практикующего к Реализации.

Сомананда Сарасвати (Борис Бидичев), 2009 г.

Источник: http://www.chakrasadhana.ru/teksty/kevala-kumbkhaka-pranayama-i-samadkhi.html

Задержка дыхания в йоге (кевала кумбхака, сахита кумбхака)

У каждого из нас дыхание напрямую ассоциируется с жизнью. Если мы хотим убедиться, что человек жив, то, прежде всего смотрим – дышит ли он. Частота дыхания зависит от вида деятельности человека и состояния его сознания.

В спокойном состоянии мы дышим ровно и размеренно, при глубокой концентрации на чем-либо – задерживаем дыхание, иногда может даже наступить непроизвольная задержка дыхания.

Когда ум взволнован и переполнен мыслями, то дыхание утрачивает свою глубину, становясь более поверхностным.

При средней частоте дыхания обычного человека – 15 циклов в минуту за сутки осуществляется 21600 дыхательных циклов, за год – 7884000, за 80 лет – 630720000 дыхательных циклов.

Вдумайтесь в эту цифру.

Если бы человек хотя бы частично научился осознавать и контролировать свое дыхание, то сохранил бы себе на протяжении всей жизни стабильность ума и крепкое здоровье.

У человека контроль дыхания со стороны нервной системы осуществляется двумя путями.

Первый осуществляется «дыхательным центром» в продолговатом мозге и регулирует частоту дыхания во время сна, в процессе поглощения внимания любого рода деятельностью. Второй путь – участие сознания.

Он реализуется в тот момент, когда мы своей волей задаем ритм и глубину дыханию, или осуществляем тренировку задержки дыхания.

В двадцатом веке ученые определили, что в продолговатом мозге человека существует определенная группа клеток, которая регулирует частоту и глубину дыхания. В этих клетках периодически возникают импульсы возбуждения или торможения, которые имеют связь с обменом веществ в рядом расположенных нейронах.

Родившийся импульс передается по нервному волокну к дыхательным мышцам и диафрагме, обеспечивая возникновение очередного цикла вдоха и выдоха.

Дыхательный центр человека регулирует своевременное сокращение дыхательных мышц и выполняет функцию поддержания постоянства внутренней среды организма при изменениях в процентном содержании кислорода и углекислого газа.

Задержка дыхания в йоге

«Как постепенно укрощаются слоны, львы и тигры, точно так же постепенно осваивается и дыхание.

В противном случае оно убьёт практикующего».

/»Хатха Йога Прадипика«, трактат по йоге/

Если человек получает навык корректного сознательного управления своим дыханием: вдохом, задержкой дыхания на вдохе, выдохом и задержкой дыхания на выдохе, то он может укрепить весь свой аппарат дыхания, сформировав тем самым более совершенную защиту перед лицом простудных и инфекционных заболеваний.

Например, капалабхати и бхастрика способствуют активизации диафрагмы, что приводит к активизации работы ряда внутренних органов.

Но главный плюс в тренировках вдоха, выдоха и задержки дыхания заключается в обильном обогащении крови кислородом, что приводит к интенсивному выведению углекислоты из организма и повышению жизненного тонуса.

Научившись сознательно управлять своим дыханием, мы можем по своей воле регулировать качество и интенсивность состояний эмоциональной сферы.

Одни приемы могут поднять настроение и даже способствовать достижению эйфории, другие типы пранаямы способны полностью успокоить ум и помочь достичь состояния сверхглубокого расслабления.

Для практикующего йога дыхание, помимо регуляции соотношения кислорода и углекислоты в организме, имеет и еще одно значение.

Приобретая навык сознательного контроля над всеми четырьмя фазами дыхательного цикла: вдохом, задержкой дыхания на вдохе, выдохом и задержкой дыхания на выдохе йог может, как минимум управлять состоянием своего сознания, а как максимум – потоками праны в тонком теле.

Традиционно считается, что, прогрессируя в тренировке задержки дыхания, садхака сознательно регулирует количество поступающей энергии в организм.

Наверняка, вы знакомы с описанными случаями праноедения – когда человек очень длительное время живет и не употребляет никаких физических продуктов питания и при этом не теряет вес, поддерживая оптимальное состояние работоспособности всего организма.

Благодаря пранаяме и получению контроля над задержкой дыхания на вдохе и задержкой дыхания на выдохе человек становится не только более здоровым физически, но и увеличивает свою устойчивость к воздействию нервно-психических нагрузок.

Задержка дыхания в йоге занимает особое место среди всех существующих дыхательных практик. Упанишады говорят, что существует два основных типа кумбхаки – сахита кумбхака и кевала кумбхака. Сахита кумбхака связана с вдохом и выдохом.

Кевала кумбхака – непроизвольная задержка дыхания, которая возникает в результате полного успокоения ума.

Она случается спонтанно и возникает естественным путем, например, в результате длительного и глубокого расслабления или при продолжительном созерцании выбранного предмета.

Кевала кумбхака может спонтанно возникнуть как перед вдохом, так и перед выдохом или даже в середине цикла дыхания. Обычно непроизвольная задержка дыхания становится доступной в результате настойчивой многолетней практики асан и пранаям.

Помимо этого также различают задержку дыхания на вдохе, задержку дыхания на выдохе, задержку дыхания посередине цикла. Дыхание может быть приостановлено с закрыванием просвета дыхательного горла или без закрывания.

Первый вариант (с закрыванием просвета) наиболее оптимален для начинающего осваивать искусство задержки практика. Также этот метод может применяться в сочетании с бандхами.

Данный способ полезен в качестве терапевтического инструмента при заболеваниях горла, возникновению вирусных инфекций, а также как дополнительный элемент при выполнении некоторых асан — вариантов дханурасаны (или схожих прогибов назад) и асан с поворотами корпуса – например, паривритта-триконасаны. Выполнение данных упражнений с использованием задержки дыхания на вдохе или на выдохе помогает укреплению мышц и ограничивает чрезмерную подвижность позвонков, сохраняя оптимальную амплитуду.

Второй способ (с открытием дыхательного горла), или так называемая «открытая кумбхака» обладает более сильным тренировочным эффектом в силу того, что задействуются дыхательные мышцы, которые помогают удержать заданный объем воздуха.

Помимо всех вышеперечисленных положительных эффектов, возникающих при корректном использовании задержек дыхания, существует еще несколько.

К ним относится постепенное накопление в организме избытка углекислоты и расходу кислородного запаса, что стимулирует активизацию работы аэробной системы и окислительно-восстановительных процессов, в результате чего происходит глубокая очистка организма на клеточном уровне.

Следует сказать, что осваивать любые дыхательные техники (даже на первый взгляд самые простые) следует под руководством знающего учителя, т.к. неправильной практикой пранаямы можно вместо потенциального блага нанести очень большой вред своему организму и психике.

Тренировка задержки дыхания обычно начинается с освоения сахита кумбхаки – волевой задержки. Одной из очень эффективных пранаям, позволяющих получить навык волевого управления задержкой дыхания является нади-шодхана-пранаяма.

Однако помните, что при тренировке задержки дыхания не стоит насильно переходить естественный диапазон комфорта.

Пранаяма не терпит эгоизма и спешки.

Увеличивать продолжительность задержки дыхания на вдохе и задержки дыхания на выдохе следует постепенно, соблюдая ключевой принцип ямы – ахимсу.

Рекомендуем к просмотру

Источник: http://slavyoga.ru/zaderzhka-dyihaniya-v-yoge.html

Пранаяма. Кумбхака

В йоге дыхательные упражнения называются пранаяма. Пранаяму обычно осваивают после асан – формтела. Ибо пока человек не овладел формой тела, нет смысла пытаться наполнить эту форму сутью. Суть пранаямы – в кумбхаках (задержках дыхания). Это один из секретов успешной практики…

В большинствах текстов йоги указывается, что обязательным элементом пранамы является ровная спина. Выпрямленый позвоночник позволяет энергии течь правильным образом и обеспечивает оптимальное воздействие упражнений на тело.

В свое время обучаясь пранаяме у своего первого инструктора – я четко усвоил правило прямой спины. Выполняя пранаму по несколько часов в день только ровная спина позволяла мне выдерживать такую нагрузку.

Уже гораздо позже, обучаясь Янтра-йоге в одной из школ тибетской йоги я столкнулся с тем же правилом. Учитель настаивал, что ровная спина с вытянутой макушкой и слегка опущенным подбородком – это основа пранаямы и йоги вообще.

Технику “как сидеть” нам объясняли не меньше полутора часов, но если подвести резюме – то мы получим все тот же рецепт – ровный позвоночник.

И хотя пранаяма является более продвинутым этапом освоения йоги, мне бы хотелось поставить акцент на том, что именно корректная и правильная практика форм тела – асан, является залогом успеха.

Так же как нельзя наливать воду в еще не слепленый и необожженный сосуд, так и нерекомендуется осваивать сложные пранаямы, пока нет хотя бы начального совершенства в простых формах. Кроме того для безопасной практики дыхательных упражнений йоги требуется опытный наставник.

«Как постепенно укрощаются львы, слоны и тигры, так и дыхание постепенно осваивается. Иначе оно убьет практикующего» Хатха Йога Прадипика.
Дыхание каждого живого существа, входя, производит звук “сох” и выходя – звук “хам”.

Эти два звука образуют (слово) “сохам” (“Я есть ТО”) или “хамса” (санскр.”хамса” – лебедь). За сутки получается 21600 дыханий (при 15 дыханий в минуту). Каждое живое существо бессознательно совершает эту невысказанную Мантру, называемую Аджапа Гаятри. Дыхание ассоциируется у нас с Жизнью.

Для того, что бы убедиться, что кто-то жив – мы смотрим, дышит ли он. Ритм дыхания зависит от состояния сознания и от вида деятельности. Когда мы спокойны, то дышим ровно и ритмично, когда концентрируем внимание – то иногда даже задерживаем дыхание, иногда непроизвольно.

Когда наш ум пребывает в нестабильном состоянии – таким же нестабильным становится и наше дыхание. Вся наша Вселенная пронизана цикличностью. Смена времен года, дня и ночи, или же возникновение и смена целых цивилизаций – все это законы цикличности, присущие нашему Миру.

Человек является микроскопической копией Вселенной и естественно, что процессы у него происходят также циклично. Это выражается в общем – как циклы реинкарнаций, во время которых происходит рождение, умирание и вновь рождение.

Или если рассмотреть детально – в человеческом теле цикличность Вселенной представлена в ритме деятельности всех внутренних органов: нервной системы, сердца, почек, печени, кишечника и конечно же легких. Наши легкие совершают цикличные движения около 15 раз в минуту.

Все внутренние органы периодично, раз в сутки контролируются автономной нервной системой, которая придает специфичность органу на уровне клеток.

Некоторые органы могут управляться одновременно автономной нервной системой и непосредственно волевыми усилиями человека, то есть высшими отделами ЦНС.

Часто мы даже не подозреваем, какие резервы скрыты в нашем организме, и какие возможности предоставляются человеку, умеющему управлять мыслью и намерением, а через них внутренними органами.

Обычный человек, в начале своей реинкарнационной цепи управлять общей цикличностью (циклом рождения и смертей) не способен, что вполне логично, так как для этого требуется колоссальный опыт. Лишь обладающие большим опытом люди обретают эту способность, и о таких людях ходят легенды.

Но у человека открыты все возможности для своего развития. И от рождения мы можем управлять самым важным цикличным ритмом своего тела (которое представляется микромоделью макрокосмоса) – дыханием. Дыхание регулируется у человека двумя способами. Первый – когда мы спим, или чем-то заняты и т.

д. – мы не замечаем своего дыхательного ритма, оно все время контролируется так называемым «дыхательным центром». Второй способ – сознательный, мы сами задаем ритм или задерживаем дыхание.

В XX веке ученые выяснили, что в продолговатом мозге имеется группа клеток, отвечающих за дыхательные циклы. Дыхательный центр у человека в процессе жизни остается практически все время «работающим».

В его клетках ритмично возникают импульсы возбуждения, которые связаны с процессами обмена веществ в его нейронах. Импульсы после возникновения по нервным волокнам достигают дыхательных мышц, диафрагмы и обеспечивают возникновение вдоха и выдоха.

Дыхательный центр управляет двумя основными функциями: двигательной, которая проявляется в виде сокращения дыхательных мышц, и гомеостатической, связанной с поддержанием постоянства внутренней среды организма при сдвигах в ней содержания 02 и СО2.

На данный момент та часть дыхательной системы человека, которая находится в мозге изучена не достаточно хорошо.

В основном наука и медицина черпала знания из экспериментов над мозгом животных, и знания носят по большому счету гипотетический характер, так как нервная система животных и человека не полностью идентична. Известно, что при периодическом возбуждении так называемых инспираторных нейронов (отвечающих за вдох) возбуждение достигает дыхательных межреберных мышц и мышц диафрагмы, они сокращаются, и происходит вдох. При вдохе легкие растягиваются, и возбуждаются рецепторы, расположенные в их стенках. От них импульсы поступают в продолговатый мозг, и активность инспираторных нейронов резко тормозится. Для того чтобы произошел глубокий выдох, необходимо возбуждение экспираторных нейронов дыхательного центра, которые вызывают сокращение мышц, приводящих к уменьшению объема грудной клетки. Но кроме этого в процессе регуляции дыхания принимают участие вышележащие отделы ЦНС, именно это позволяет йогам использовать управление дыханием в процессе занятий. Эта способность позволяет тренировать как тело, так и свой ум.

Необходимо понимать какими свойствами обладают наши легкие, и каким объемом мы можем управлять. Емкость легких условно можно раз на дыхательный, дополнительный а также остаточный объемы.

Дыхательный объем – объем воздуха, вдыхаемый за один вдох. В покое он равен приблизительно 500 см3. Столько же воздуха выходит из легких при спокойном выдохе. Если сразу же после спокойного вдоха, не выдыхая, сделать дополнительный глубокий вдох, то в легкие поступит еще около 1000-1500 см3 воздуха, что и составляет дополнительный, или резервный, объем вдоха. Если же после спокойного выдоха сделать дополнительный глубокий выдох, то при максимальном усилии можно выдохнуть еще около 1000-1500 см3, что и составит резервный объем выдоха. Жизненная емкость легких отличается в зависимости от возраста, пола, тренированности человека и может достигать 5000 см3. Однако даже после самого глубокого выдоха в легких остается около 1000 см3 воздуха, необходимого для того, чтобы альвеолы легких не спадались, это и есть остаточный объем.

Кумбхака (задержка дыхания)
Считается, что различная по времени задержка дыхания есть не что иное, как сознательная регулировка поступления в организм энергии. Вдыхаемый воздух понимается йогами как энергия – прана, – которая аккумулируется в организме.

Благодаря дыхательным упражнениям организм становится здоровым и более подготовленным к различного рода нервно-психическим перегрузкам. Особое место в дыхательных практиках занимают задержки дыхания, называемые кумбхаками.

Согласно Упанишадам, кумбхака бывает двух видов – сахита и кевала. Если мы сознательно, волевым усилием, задерживаем дыхание после вдоха или выдоха (либо же на полувдохе или полувыдохе) – мы выполняем сахиту кумбхаку.

Таким образом, сахита связана с выдохом и вдохом, это слово в переводе с санскрита означает “вместе с”. Та же задержка дыхания, которая возникает естественным путем вследствие успокоения ума, является кевалой (санскр. “чистая, цельная”).

Такая пауза во время дыхания никак не связана с волевым усилием и может самопроизвольно появляться при длительном расслаблении или созерцании. Кевала кумбхака может возникать посреди любого цикла – вдоха, выдоха либо между ними.

Обычно она становится доступной лишь для опытных практикующих; начинающим же нужно вначале осваивать сахиту. Важным является то, каким способом вы выполняете задержку дыхания – закрывая просвет дыхательного горла или не закрывая.

Что это значит? Сосредоточьтесь на своем горле и вдыхайте полной грудью до тех пор, пока почувствуете, что для воздуха в легких уже нет места. Теперь задержите дыхание.

Обратите внимание, что как только вам понадобилось это сделать, вы автоматически произвели некое глотательное движение, перекрыв гортань, и сразу стало легче воздерживаться от выдоха.

Таким образом, вы перекрыли просвет дыхательного горла, как будто заткнули бутылку пробкой, что позволило расслабить мышцы грудной клетки и брюшного пресса, обеспечивающие вдох. Поскольку этот способ фактически автоматический, его легче делать начинающим.

Кроме того, перекрывание дыхательного горла используется при задержке дыхания во время выполнения бандх (например, уддияны).

Также этот способ будет полезен при простудных заболеваниях горла, поскольку при этом довольно активно работают расположенные в нем мышцы, обеспечивая усиленный ток крови, что способствует исчезновению воспаления и скорейшему выздоровлению. Вариант с открытым дыхательным горлом имеет более мощный тренировочный эффект, так как в этом случае воздуху попасть или выйти из легких мешает не “пробка” в гортани, а фиксированный объем грудной клетки, который поддерживается с помощью межреберных мышц и брюшного пресса. Таким образом, оставляя дыхательное горло открытым так, как будто дыхательный цикл в эту же секунду продолжится, йогин сильно нагружает мелкие мышцы корпуса, отвечающие за вдох-выдох, тем самым делая их сильнее.

Различные по продолжительности произвольные задержки дыхания приводят к расходу кислородного резерва и увеличению количества растворенного в крови углекислого газа.

Между прочим, в конце прошлого века ученые доказали чрезвычайную значимость для организма достаточно высокого уровня содержания углекислоты.

Уменьшение его сдвигает кислотную реакцию крови в щелочную сторону, что неизбежно приводит к нарушению обмена веществ, извращению иммунных реакций и даже образованию опухолей.

Задерживая дыхание, мы обучаем тело использовать внутренние резервы и переходить на более оптимальное функционирование. В медицине есть целое направление, которое основано на лечении очень многих заболеваний задержками дыхания и повышением уровня углекислоты в организме. Считается, что задержка дыхания освобождает энергию (прану) и позволяет лучше ее распределить. В этот момент йог может направить ее в любое место, куда сочтет необходимым.

Принципы освоения

Осваивать задержки дыхания и пранаяму в целом необходимо под руководством инструктора. Начинающие должны, прежде всего, достаточно хорошо овладеть асанами. Затем постепенно в практику асан вводятся пранаямы, и практикующий учится естественности кумбхак.

Пранаяма не терпит спешки и эгоизма. Не следует переходить естественный барьер комфортности во время задержки. С практикой ее продолжительность увеличивается сама по себе.

При пранаяме за редким исключением используется дыхание через нос, так как только носовые проходы наиболее полно обеспечивают регулирование температуры воздуха и защищают от внешних раздражителей (пыли и микробов).

Кумбхаки напрямую связаны не только со временем задержки дыхания, но и с геометрией асан. В асанах с прямой спиной используются кумбхаки как на вдохе, так и на выдохе. Задержка дыхания на выдохе вводится в практику раньше.

Она выполняется в асанах, где происходит естественное сжатие грудной клетки, например, в пашчимоттанасане (глубокий наклон вперед в положении сидя) или утаннасане (глубокий наклон вперед в положении стоя).

Задержка дыхания на вдохе, напротив, должна выполняться при раскрытой грудной клетке, без напряжения.

Обычно она делается в положениях с ровной спиной (падмасана, ваджрасана) или на мягких, естественных прогибах (мягкий вариант уштрасаны), а также при вытяжениях с раскрытой грудной клеткой (например, в тадасане с вытянутыми вверх руками).

Между тем, это только лишь самые общие принципы выполнения кумбхак в асанах, так как для введения их в практику необходимо знать периодичность использования, зависимость от форм тела и множество других тонкостей. Для начинающих практика пранаямы вводится сначала в положении сидя с ровной спиной – в падмасане, ваджрасане или сукхасане, а после этого – постепенно во время выполнения других асан. Выполнение пранаямы требует терпения и спокойствия, которые приобретаются в результате неустанной практики асан, шаткарм и бандх.

Еще раз хочу подчеркнуть: начинать практиковать любые дыхательные техники нужно со знающим учителем или опытным человеком, занимающимся пранаямами хотя бы несколько лет. Ошибки в пранаяме могут иметь серьезные последствия, вплоть до летального исхода! А правильная практика будет дарить спокойствие ума, легкость тела и радость.

Анатолий Пахомов
Источник: www.ukryoga.com

Источник: https://meditation-portal.com/pranayama-kumbkhaka/

Пранаяма для начинающих. Руководство

Некоторые гуру йоги позиционируют асаны пранаямы как наиболее важную часть практики. Мы уже много писали о различных пранаямах, техниках дыхания. Но с чего же начать?

В этой статье раскрываются такие вопросы:

Определение пранаямы

Пранаяма — система дыхательных упражнений, позволяющая значительно повысить энергетический уровень организма.

Прана означает жизненную силу или дыхание поддержания тела.

Аяма же переводится как совместное расширение дыхания или самоконтроль, для того, чтобы продлить состояние или создать (вытянуть) его.

Существует высказывание, что управляя своим дыханием, йогин управляет мыслью, а управляя мыслью, он управляет и дыханием (праной).

Главными понятиями пранаямы являются: пурака (вдох), кумбхака (задержка дыхания после вдоха), речака (выдох) и шуньяка (задержка после выдоха).

В большинствепранаям дыхание йогов осуществляется через нос.

Пранаяма для начинающих: уроки дыхания

Большинство людей начинают свой йога-путь с внешних форм асан йоги. В течение долгого времени, внутренние работы асан могут оставаться незамеченными, загадочными, и, возможно, немного пугающим для начинающего йогина.

В частности, понятие «использование дыхания» может показаться немного эзотерическим, чтобы быть уместным или полезным.

Практиковать пранаяму нужно для развития высокого уровня физического здоровья и ясности ума, оба из которых являются ключевыми шагами на пути к самопознанию и ощущению подлинной жизни.

Буквально, основы пранаямы — это только дыхательные упражнения. Через пранаямы, используется дыхание йогов, чтобы повлиять на энергетические потоки разума и тела.

  • Враджана пранаяма. Это специальные дыхательные упражнения, которые выполняются при ходьбе. Их эффективность без преувеличения поразительна. Враджана пранаяма выполняется во время пешеходных прогулок по местам, где нет пыли и дыма. Вдыхать необходимо медленно, ровно и глубоко, в ритме с шагами. Сделать вдох на четыре шага, затем, не задерживая дыхания — выдохнуть, считая до шести. Выдох должен быть полным, иначе добиться полноты вдоха не удастся. Враджанапранаяма, в особенности для слабых и больных людей выполняется в легкой форме (вдох и выдох за равное количество шагов). Через неделю тренировки упражнения перестанут доставлять трудности и неудобства.
  • Ситали Пранаяма необходима тем людям, у кого постоянно потеют ладони и ступни. Результат Вы увидите уже после нескольких дней практики. Кроме того, пранаяма эффективно очищает кровь и способна предотвратить появление кожных заболеваний. Йогины утверждают, что правильная практика Ситали Пранаяма делает кровь очень жизнеспособной. Выполнение начинается с принятия любой медитативной асаны. Далее губы складываются в трубочку, а кончик языка остается снаружи. Нужно полностью выдохнуть через нос весь воздух, а затем медленно вдыхать ртом вокруг кончика языка. Дыхание йогов задерживается на 5 секунд и медленно выдохается через нос. Повторять в течение 3-4 минут, но не более 10.
  • Сурья Бхедана Пранаяма. Техника выполнения: все вдохи в ней выполняются через правую ноздрю, а выдохи — через левую. Поскольку в пранаяме Сурья Бхедана поток дыхания контролируется пальцами, легкие впитывают больше энергии на вдохе. Сурья Бхедана Пранаяма повышает теплообразование тела и улучшает пищеварение. Она обладает успокаивающими свойствами и укрепляет нервы. Также упражнения очищают носовые пазухи. Практиковать пранаяму Сурья Бхедана необходимо людям, страдающим от пониженного кровяного давления. Интенсивное исполнение Сурья Бхедана помогает мощно очистить правый энергетический канал и укрепить шею.

Когда вы начинаете сознательно работать с дыханием, оно, естественно, увеличивается в объеме. Не подавляйте его, необходимо научится правильно его использовать. Пытайтесь не заглотнуть как можно больше воздуха, а повысить качество вашего дыхания и внутренние ощущения.

Предписания для пранаямы

Элегантные формы и впечатляющие асаны могут быть самыми привлекательными элементами хатха — йоги, но мастера йоги скажут вам, что все они имеют смысл в комплексном выполнении. Согласно философии йоги, позы являются лишь прелюдией к более глубоким состояниям медитации, которые приводят к просветлению.

Пранаяма — формальная практика управления дыханием, выполняемые упражнения лежат в основе йоги. Она имеет таинственную силу, для успокоения и оживления уставшего тела, слабеющего духа и повышения ясности ума.

Древние мудрецы учат, что прана, жизненная сила циркулирует через нас и проводится через арсенал дыхательных упражнений. В процессе йоговского дыхания ум успокаивается, молодеет и возносится.

Пранаяма служит важным связующим звеном между внешними, активными практиками йоги, как асаны — и внутренними, которые приводят нас в более глубокие состояния медитации.

Часто пранаяма выполняется в лежачем положении, при поддержке грудной клетки и головы, что помогает сосредоточиться на дыхании, не отвлекаясь от необходимости поддержания правильной осанки.

Также есть такие, которые выполняются на ходу. Пранаямы можно выполнять в любое удобное для Вас время: утром, днем или вечером. Главное – это настрой и расслабленность.

Рекомендуется пить много жидкости и кушать легко усеваемую пищу, например, бириани.

Основные действия: вдох, выдох, расслабление

Рано или поздно, большинство из нас чувствуют себя немного депрессивно или тревожно, и конечно, все мы знаем, каково это чувствовать себя усталым.

Есть много различных способов лечения таких состояний, от физических упражнений до медитации, от лекарств до длительного отпуска на Гавайях.

Главной задачей является осознание того, что у вас под рукой постоянно есть безопасное, эффективное и недорогое правильное лекарство для каждого из этих состояний. Что это за волшебный эликсир и какая от него польза? Ваше собственное дыхание.

Как работает замедленное йоговское дыхание? В стрессовых ситуациях, мы обычно дышим слишком быстро.

Это приводит к накоплению кислорода в крови и соответствующему уменьшению относительного количества углекислого газа, что в свою очередь нарушает идеальный уровень кислотно-щелочного баланса крови.

Такое состояние приводит к подергиванию мышц, тошноте, раздражительности, головокружению, спутанности сознания и беспокойству. Лечение достаточно простое — задержка дыхания повышает уровень углекислого газа в крови, который возвращает уровень рН к нормальному состоянию.

Существуют различные виды пранаям. Описанные выше практики, прежде всего дают нужный эффект при правильной задержке дыхании.

Иногда просто расширяя свое дыхание в течение нескольких минут можно добиться удивительно положительного влияния на ваш уровень энергии или настроение.

На основе знаний, культивируемых йогами на протяжении тысяч лет, эти упражнения намеренно изменяют скорость, ритм и пространство дыхания.

by HyperComments

Источник: https://yogavedi.ru/o-joge/pranayama-rukovodstvo-dlya-nachinayushhix.html

Кумбхака – Йога

Посредством практики различных кумбхак достигаются удивительные качества. Тот, кто является знатоком, практикует различные кумбхаки, чтобы добиться в них совершенства.
Существует восемь кумбхак: сурьябхеда, удджайи, ситкари, шитали, бхастрика, бхрамари, мурчха и плавини.

Это различные способы, которыми может практиковаться пранаяма. Они используются совместно с задержками дыхания или с кумбхаками. Йоги советуют выполнять восемь конкретных техник, которые в настоящее время являются традиционными йогическими техниками пранаямы.

Наиболее важным аспектом пранаямы является кумбхака. Имеет значение также и то, каким образом вы вдыхаете и выдыхаете воздух, но развивать необходимо именно задержку дыхания.

Кумбхака возбуждает присущие высшим областям мозга способности и фактически воздействует на весь мозг. Каждый тип пранаямы может возбудить различные способности и функции тела.

Существует более восьми способов, которыми может практиковаться пранаяма, но есть только два способа выполнения кумбхаки. Дыхание может задерживаться или внутренним, или внешним способами.

Внешняя задержка дыхания известна как бахиранга кумбхака, а внутренняя задержка — как антаранги кумбхака.

Обе эти формы кумбхаки выполняются с использованием сознательного управления дыханием, но имеется и другая форма кумбхаки, которая выполняется самопроизвольно посредством практики пранаямы. Она называется кевала кумбхака.

Когда пранаяма выполняется с усилием и не самопроизвольно, она называется сахита пранаяма. Вот восемь практик сахита пранаямы: сурьябхеда, удджайи, ситкари, шитали, бхастрика, бхрамари, мурчха и плавини.

Имеются и другие формы пранаямы, такие как нади шодхана (которая уже была описана в этой главе), вилома, анулома вилома, пратилома и капалабхати, но эти формы не являются традиционными техниками пранаямы.

Хотя капалабхати и является техникой пранаямы, традиционно она рассматривается как шаткарма.

В практике сурьябхеда пранаяма вдох осуществляется через правую ноздрю, активируя пингала нади, а выдох делается через левую ноздрю. Удджайи представляет собой глубокое дыхание со сжатием надгортанника.

Ситкари выполняется путем медленного вдыхания через рот и зубы. Шитали выполняется путем вдыхания через свернутый в трубочку язык. Бхастрика представляет собой быстрое дыхание.

Бхрамари выполняется путем произнесения при выдохе звука, напоминающего жужжание.

Мурчха уделяет повышенное внимание длительной задержке дыхания до появления ощущения потери сознания, а плавини выполняется путем заглатывания воздуха в желудок.

В более позднее время пранаяма была разбита на уравновешивающие практики, оживляющие практики и успокаивающие практики.

Конечно, общий эффект любой практики пранаямы является успокаивающим, однако некоторые из них особенно активируют движение праны и симпатическую нервную систему, в то время как другие успокаивают или охлаждают систему. Оживляющие практики быстро создают тепло в физическом и тонком телах; они в большей степени подходят для среднего уровня и продвинутых садхак. Начинающие всегда должны начинать с сушумна нади, чтобы уравновесить'дыхание и иду/пингалу, или симпатическую/ парасимпатическую нервную систему.

Успокаивающие практики пранаямы — это те практики, которые успокаивают тело и ум. Они одновременно и увеличивают поток праны, и порождают осознавание тонких вибраций энергии.

Такие формы пранаямы стимулируют активность в парасимпатической и центральной нервных системах.

Эти техники должны выполняться при уравновешенности пранических потоков, и поэтому они обычно включают в себя дыхание через обе ноздри.

За счет сжатия промежности, сжатия горла и подтягивания вверх живота прана втекает в брахма нади.

Пранаяма, в действительности, включает в себя практику управления дыханием, выполняемую совместно с бандхами и мудрами. Без бандх пранаяма не является полной. Три бандхи — джаландхара, уддияна и мула — должны выполняться все вместе или в различных сочетаниях.

После завершения вдоха, до того как начать задержку дыхания, следует опустить голову вперед таким образом, чтобы подбородок приблизился к ключицам, а горло оказалось «заблокированным». Если обе кисти покоятся на коленях, руки в локтях должны быть выпрямлены, а плечи — приподняты. Это джаландхара бандха.

Согласно Сватмараме, уддияна, или втягивание живота, должна выполняться после задержки дыхания в началеречаки, или «выдоха».

По завершении выдоха должна быть выполнена джапандхара и полностью использована уддияна.

Только уддияна бандха практикуется совместно с внешней задержкой дыхания, или бахиранга кумбхакой, когда желудок и легкие являются совершенно пустыми и живот может быть легко втянут внутрь и вверх.

Мула бандха, или сжатие мышц сухожильного центра промежности или шейки матки, может выполняться либо с антаранга кумбхакой, либо с бахиранга кумбхакой.

После вдоха джаландхара и мула бандхи выполняются совместно, а после выдоха выполняются все три бандхи — джаландхара, уддияна и мула. Когда выполняются все три бандхи, это носит название, маха бандха.

В некоторых практиках пранаямы, однако, все три бандхи не могут выполнять ся совместно. Неуместно, например, выполнять уддияна бандху в мурчха пранаяме.

Хотя бандхи и используются в пранаяме, они обычно рассматриваются как отдельные практики.

Бандхи являются весьма сильными практиками, генерирующими и накапливающими прану в определенных участках физического и тонкого тел; их использование важно в тех практиках, которые направлены на пробуждение чакр и сушумна нади.

Источник: http://kentguru.pp.ua/kumbhaka.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.