Готовим ребенка к школе по советам психологов, специалистов — воспитателей, учителей

Готовность к школе

Готовим ребенка к школе по  советам психологов, специалистов — воспитателей, учителей

Одни считают, что надо начинать готовить малыша начиная с трех лет, другие – за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка – это и есть подготовка к школе. Самое главное – не впадать в крайности.

Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада.

Тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни конкурсу в престижный вуз.

Оценить развитие будущего первоклассника можно самим. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах.

Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И все же такая проверка покажет, над чем стоит еще поработать до 1 сентября.

Такие тесты обычно проверяют: – развитие памяти (норма при запоминании 10 слов – 6 и более слов); – чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах; – развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.); – произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь); – готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу); – умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу); – развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.); – пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет – справа, слева, за, над, под и т.д.); – общую осведомленность ребенка об окружающем мире;

– элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов).

Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты – новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

Ребенка считают неготовым к школе, если он: – настроен исключительно на игру; – недостаточно самостоятелен; – чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; – не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; – мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; – имеет серьезные нарушения речевого развития; – не умеет общаться со сверстниками;

– не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей и др.) ребенку предстоит тестирование.

Во-первых, у школы обязательно должно быть разрешение от органов образования на эту процедуру.

Во-вторых, родители имеют право присутствовать на собеседовании с ребенком или на тестировании.

Узнайте заранее, есть ли у школы особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей. Стоит заранее подготовить малыша.

Для многих эта проверка готовности к школе – настоящее испытание. Даже если у ребенка хороший интеллектуальный уровень и он многое умеет, в ситуации экзамена он может растеряться. Обратитесь к опытному психологу-диагносту. Он знает, какие тесты, методики используются при приеме в школу.

Или попробуйте подготовить ребенка сами – специальную литературу по диагностике сейчас найти не проблема. Да, это иногда выглядит как натаскивание.

Ребенок может заявить на самом тестировании: “А это задание я уже раньше делал!” И все же лучше, если он будет готов к самым разным заданиям и вопросам.

Обычно, когда говорят о “школьной” готовности малыша, имеют в виду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической подготовкой ребенка.

Вот на какие моменты стоит обратить внимание.

– Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

– Некоторые дети теряются, не имея навыка “выживания в толпе” (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.

– Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или – детский вариант – дразнят.

Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания.

Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка.

Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

– Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица.

Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников.

Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

– В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

– Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого.

Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание.

Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе – хвалите за готовый результат.

– Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми.

Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, “шумное” время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

– С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке.

Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

– Стоит помнить вот еще о чем. При поступлении в  общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения “Я могу делать вот это и это”, чем с ощущения “Я не умею ничего, что умеют другие дети”.

Холодова О.А.,  психолог детского сада

Источник: http://detsad114rzd.ru/publ/specialisty/pedagog_psikholog/gotovnost_k_shkole/23-1-0-15

Статья (подготовительная группа) по теме: Готовим детей к школе

Готовим детей к школе

                                                               Старший воспитатель МАДОУ №77 «Теремок»

города Набережные Челны Республики Татарстан

Алькинская Анфиса Габтелахатовна

На протяжении всего дошкольного детства педагоги ДОУ (воспитатели, инструкторы по физическому воспитанию, музыкальные руководители, воспитатели родного языка) прикладывают массу усилий, профмастерство для того, чтобы качественно подготовить ребенка к школьному обучению, используя современные технологии для решения поставленных задач.

Ведь от того, как ребенок подготовлен к школе все предшествующим дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

И выделить что-то как наиболее важное невозможно.

На общее развитие ребенка в равной степени влияет:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

– интеллектуальное развитие ребенка;

– сохранение и поддержка индивидуальности, физическое и психическое развитие детей;

– воспитание нравственных качеств человека;

– патриотическое воспитание, приобщение его к общечеловеческим ценностям;

– воспитание экологической культуры.

Если ребенок физически ослаблен, ему будет трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости.

Кроме того, у ребенка должны быть развиты крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др.

Все это очень важно и для взаимодействия с детьми, уверенности ребенка в себе, осознания, что он не менее, чем другие, ловок, силен, быстр.

Эти показатели для становления личности ребенка не менее (а может быть, и более) важны, чем умение читать, считать, писать.

Известно, что развивающийся организм нуждается в постоянном движении.

Такая статистическая нагрузка, как неподвижное сидение за партой, – самый трудный вид физической нагрузки.

Вот почему на занятиях в детском саду необходимо особенно учитывать, что все системы и органы шести- семилетнего ребенка находятся в стадии формирования, позвоночник подвержен деформации, а неправильная поза во время занятий может привести к его искривлению. Мышцы спины еще слабы, поэтому ребенку трудно быть неподвижным более 25 минут. И конечно, нельзя забывать о правильном положении тела: ребенок не должен сутулится, занять удобную позу во время рисования (а в школе – во время чтения, письма или другой работы).

Дети очень любят рисовать, лепить, а в старшем возрасте – читать, писать, играть с конструктором.

Однотипные занятия мы прерываем каждые 10-15 минут для отдыха глаз, предоставляем детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль, переводя взгляд с ближних предметов на дальние и обратно. Постепенно эти упражнения превращаются в полезную привычку. Улучшению зрения ребенка способствуют и соответствующие игрушки и игры, (здесь помогает любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится). Полезны и игры с использованием мяча.

К моменту поступления в школу дети не только научатся, но и приобретут навык самостоятельно:

– мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалет, перед едой;

– умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;

– ежедневно делать утреннюю зарядку;

– причесываться (своей расческой);

– мыть ноги перед сном теплой (но не горячей) водой;

– утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);

– полоскать рот водой после каждого приема пищи;

– при приеме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережевывать пищу, не ковырять вилкой в зубах;

– пользоваться носовым платком;

– вовремя опорожнять кишечник и мочевой пузырь, пользоваться туалетной бумагой;

– быстро одеваться, раздеваться, убирать постель;

– содержать в чистоте и порядке игрушки и книги (не захламлять лишними предметами игровой уголок и стол для занятий);

– содержать в чистоте и порядке одежду и обувь (менять и стирать носки, пришивать пуговицы, пользоваться одежной и обувной щетками);

– при входе в помещение вытирать обувь;

– переодеваться в домашнюю одежду и обувь;

– при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью (травмы, укусы, недомогания).

Кроме физической готовности, мы заботимся об общей психологической готовности к школе, составляющими компонентами которой являются личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая.

Как правило, все дети к 6,5-7 годам хотят идти в школу.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, занимающего в обществе новое положение, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Бытует мнение, что придет время (ребенку исполнится 7 лет) и он захочет стать учеником. Это ошибочное мнение: само по себе такое отношение не появляется.

Необходимы серьезные целенаправленные усилия воспитателей детского сада,  родителей и школы по воспитанию у детей уважения к школе, учителям, интереса к школьной жизни.

Немаловажно чтобы дети встречались с учителями заранее – это позволяет детям преодолеть страх перед школьным учителем, потому что они видят, что учитель – это добрый, много знающий взрослый, который так же, как воспитатели в детском саду, будет помогать ему расти сильным, здоровым и умным.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний. Необходимую систему знаний об окружающем мире дети получают на занятиях, прогулках, в играх.

На занятиях у детей формируются определенные умения (например, умение выделять учебную задачу), способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

В большинстве программ недостаточно внимания уделяется развитию логического мышления, на котором построено обучение математике.

Для того чтобы научить детей успешно справляться с заданиями, связанными с поиском различных вариантов решения одной и той же задачи, математически точного выражения своих мыслей, педагоги дополняют раздел «Математика» логическими задачами, изготавливают своими руками развивающие пособия.

В дошкольный период у ребенка системно развивается звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Обучение грамоте  в нашем детском саду так же, как и в других детских садах, проводится по программе, которая рассчитана на два года.

Дети учатся различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость, глухость  и звонкость согласных, количество звуков в слове, выделять ударный слог, соотносить слышимое и произносимое слово со схемой-моделью и т.д. Проводится большая работа по звуковому анализу слова.

Разучивание и чтение стихов, театрализация сказок, сюжетные и ролевые игры с проговариванием специально подобранных текстов – все это направлено на развитие выразительной речи, интонирование, что впоследствии будет способствовать формированию пунктуационной грамотности.

У ребенка должна быть развита и разговорная речь. В старшем дошкольном возрасте он учится выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. А в рассказах учится выделять главное, пересказывать по определенному плану.

Все воспитатели знают, что дети любят рассказывать о том, что случилось с  ними самими, их родителями, друзьями. Каждый из них стремится высказаться первым, дети не слушают друг друга, перебивают, спешат говорить, «проглатывая» целые слоги, а то и слова.

Перед воспитателем стоит трудная задача: научить детей говорить правильно, выделять из всего заинтересовавшего их то, что может быть интересно другим. При этом следует помнить, что нельзя резко обрывать ребенка, желающего говорить, обижать его невниманием.

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудится, делая то, что от него требует учеба, режим школьной жизни.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия, которые еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы.

Удержание цели зависит от трудности задания и деятельности по его выполнению, достижение цели определяется воспитанностью мотивов.

Исходя из этого педагоги стремятся:

– ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и понял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появляется желание в ее достижении;

– направлять, помогать в достижении цели;

– приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

– воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

На родительских собраниях, в беседах, через стенды, папки-передвижки даются советы родителям, как подготовить будущего первоклассника к школе, как скорректировать некоторые умения и навыки для успешного начала обучения.

Преемственность должна строится:

– на учете возрастных и психологических особенностей детей 5-8 лет;

– на единых целях воспитания и обучения;

– на единстве требовании взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующихся с выбранной образовательной программой;

– на обеспечении школ и детских садов наглядными пособиями, методическими разработками для педагогов, детей и родителей.

Преемственность дошкольного и начального общего образования – одна из сложнейших и до конца не решенных проблем общего образования.

Многие годы она обсуждается на самых разных уровнях (среди ученых, специалистов органов управления образованием, педагогов, родителей), но положительно решается только на уровне отдельных талантливых воспитателей и учителей.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/25/gotovim-detey-k-shkole

ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ (ДИСТАНЦИОННЫЙ)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ- 2017

Секция № 5

Применение новых организационных форм учебной деятельности

(организованной образовательной деятельности), взаимодействия

педагога и обучающихся (воспитанников)

«Взаимодействие педагога-психолога

и воспитателей

при подготовке детей к школе»

                                          Коробко Наталья Борисовна

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 3»

                                                                                                Россия, Московская обл., г. Балашиха

Е-mail: ryabinka.3@mail.ru

Конец дошкольного периода – крайне важный момент в жизни ребенка. Это связано с наступлением, так называемой школьной зрелости, т.е. состояние готовности к школьному обучению.

Во ФГОС ДО говориться: «Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования»

Одной из задач сопровождения развития ребенка является создание условий для адаптации дошкольника к условиям обучения в школе.

И если деятельность воспитателей направлена в основном на развитие познавательной сферы детей, то деятельность педагога-психолога – на развитие эмоционально-личностной и мотивационной, то есть психологической готовности.

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей заключается в формировании психологической  готовности к обучению в школе, которая включает в себя интеллектуальную (развитие познавательных процессов, запас знаний об окружающем) и личностную (совокупность мотивационного, коммуникативного, эмоционально-волевого компонентов и самооценки) готовности. Я столкнулась с тем, что у некоторых детей наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, отсутствие мотивации. Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, специалистов ДОУ, учителей, родителей.

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей ДОУ осуществляется по двум направлениям:

  • Информационно-консультативное;
  • Коррекционно-развивающее.

Работа по взаимодействию с воспитателем провожу  в форме:

  • Консультировании, составлении индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям; совместные рекомендации родителям по развитию ребенка.
  • Консультативное обеспечение индивидуального подхода к ребенку; создание оптимального социально-психологического климата в группе.
  • Сохранение психического здоровья воспитанников; коррекция недостатков в психическом и интеллектуальном развитии детей.

Информационно-консультативное направление заключается в том, что для дифференцированного подхода к школьной адаптации детей необходимо знание основных аспектов готовности к школе – мотивационной, интеллектуальной, социальной. Поэтому первое, что я сделала –  провелаанкетирование воспитателей.

Цель: выявить компетентность педагогов в данном вопросе. Как они понимают разные виды готовности (специальная и общая; физиологическая и психологическая; интеллектуальная и личностная, какие компоненты и характеристики включают в эти виды). Какие трудности возникают у педагогов в работе с детьми.

По итогам анкетирования были сделаны следующие выводы: молодые специалисты, из-за отсутствия опыта работы в подготовительных группах, имеют недостаточные представления о компонентах школьной готовности.

Чтобы  исправить это положение, была проведена консультация для воспитателей «Компоненты готовности к школьному обучению дошкольников», «Факторы, влияющие на успешность обучения в школе»,  дансписок литературы по данной теме.

Разработан план по преемственности со школой.

Особое внимание воспитателей обращаю на необходимость учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребенка.

Совместное составление психологической характеристики детей группы, на основе диагностики психолога и ежедневного педагогического наблюдения воспитателя способствует целесообразному составлению занятий и оптимальному распределению участников во время выполнения упражнений, гармонизации отношений воспитателя с детьми на основе индивидуального подхода. Даются рекомендации воспитателям по работе с отдельными воспитанниками. Провела консультации для педагогов «Темперамент ребенка и его поведение», «Профилактика тревожности», «Гиперактивный ребенок», «Профилактика агрессивного поведения дошкольников». Помогла подобрать материал для консультации родителей «Ребенок  идет в школу», «Готовность детей к обучению в школе», «В семье будущий первоклассник».

Следующее это – коррекционно-развивающее направление.

Здесь я провела диагностику дошкольников: мелкая моторика, ориентировка в пространстве, общая осведомленность, степень сформированности психических процессов и прочее.

По результатам диагностики были составлены программы групповых и индивидуальных занятии развивающе-коррекционной направленности с целью повышения успешности обучения и адаптации к началу обучения в школе. 

Формирование психологической готовности к обучению – интереса и потребности в познании нового, трудолюбия, усидчивости, внимания, памяти, логического мышления, способности к волевым усилиям – достигается не только путем специальных занятий, но и в результате  взаимодействия ребенка и взрослого. Поэтому в своей работе стараюсь осуществлять подготовку ребенка к школе через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности.

Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Чтобы повысить мотивационную готовность к обучению формируем положительное отношение к школе через игровую проблемную ситуацию «Школа».

Я  предлагаю воспитателям обыграть вместе с детьми различные ситуации (забытый учебник, невыученный урок, поощрение за правильно выполнение задание, просьба о помощи в выполнении задания…), то есть помочь детям найти пути решения каждого задания.

Каждый ребенок может выступить в роли учителя или ученика.  Воспитатель выступает в роли ученика. Я контролирую процесс игры и направляю, подсказываю способы действия. В данном случае дети учатся оценивать поступки участников, находить слова поддержки или неодобрения.

Учатся вести диалог. У детей развивается взаимопонимание и умение выслушать товарища. Также дети учатся вести себя на «уроке», не бояться учителя и выступления у доски.

Очень интересный игровой прием «Интервью», где детям задаю вопросы «Хотят ли они в школу?», «Чем они будут заниматься в школе?», «Я ученик» и т.п.

Эта форма работы вызывает у детей восторг, положительные эмоции. А потом спустя какое-то время мы проводим новое интервью.

Даю послушать детям их высказывания и сравнить с более ранним, как изменились их взгляды.

В моем арсенале имеется подборка отечественных мультфильмови книг, посвященных школе, урокам, обучению. Предлагаю воспитателямиспользовать их для показа и чтения детям.

После просмотра, происходит обсуждение сюжетов, разбор поведения персонажей. У детей развивается положительное отношение к школе. Развивается желание пойти учиться.

Происходит знакомство с правилами поведения в школе.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Большой положительный опыт в этом направлении дает работа на интерактивных досках.Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий.

Дети, даже самые стеснительные, с большой охотой выходят к доске и выполняют задания. В процессе работы у доски дети перестают бояться выходить и выполнять задания на виду у всех.

Большим плюсом в работе с интерактивной доской при формировании самооценки и уверенности в своих действиях выступает тот факт, что при ошибке в выполнении задания, ребенок может отменить сделанное и попробовать еще раз.

То есть дошкольник перестает бояться делать ошибки, и понимает, что их можно исправить. Но стоит иметь ввиду, что детям необходимо давать установку на правильное выполнение задания с первого раза.

Эмоционально-волевая готовность – умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила).

У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, мы стараемся организовать его деятельность,  с учетом зависимости волевого действия от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение.

В данном случае порекомендую воспитателям подборку заданий различной сложности и вариативности. Также помогаю воспитателям подобрать нужные дидактические и интеллектуально-развивающие игры, игры на сплочение детского коллектива, на развитие навыков общения.

Для этого мною создана картотека различных игр и заданий, которая постоянно пополняется. Вместе с воспитателями мы разрабатываем множество игровых тестовых заданий.

Очень интересны детям различные «занимательные и интеллектуальные турниры», с заданиями на работу в команде.

У детей развиваются чувство ответственности, умение согласовывать свои действия с товарищами, подчиняться общим правилам, распределять обязанности.

Вырабатывается навык работы в команде.

Воспитателям, на которых лежит большая ответственность за всестороннее развитие личности ребенка, помощь педагога-психолога в формировании психологической готовности к обучению детей в школе очень важна и полезна.Наша совместная работа с воспитателями ДОУ носит систематический характер и способствует созданию образовательной среды, комфортной по отношению к воспитанникам; охране и укреплению психического здоровья детей. Только при таком совместном взаимодействии педагога-психолога, воспитателей, специалистов ДОУ, родителей и учителей выпускники будут готовы к принятию новой социальной роли школьника.

Загрузить: Vzaimodejstvie_pedagoga-psihologa_.pptx (7,87мб)

Источник: https://korobko-bal-ds3.edumsko.ru/folder/vzaimodejstvie_pedagoga-psihologa_i_vospitatelej_pri_podgotoe_detej_k_shkole_prezentaciya

Советы педагога-психолога

Советы педагога-психолога

Воспитание навыков самообслуживания

Многие родители считаю, что в воспитании ребенка необходимы строгие правила и твердые нормы поведения. Запомните, дети лучше развиваются, когда они знают, чего вы от них ждете, четкие и справедливые правила дают им понять, какое поведение приемлемо.

Ребенку необходимо давать возможность  выражать свои мысли, принимать решения и даже совершать ошибки.

В раннем детстве необходимо прививать детям навыки самообслуживания.

Если заниматься с ребенком, то к 3 годам он уже сможет многие вещи делать самостоятельно, без помощи взрослых.

Таким образом, уже в раннем возрасте можно развить в ребенке такие качества, как аккуратность, ответственность, дисциплинированность.

Значение самообслуживания в воспитании детей.

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах.

Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним.

Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Что дети должны научиться делать самостоятельно.

Дети младшего возраста должны уметь:

  • мыть руки, засучивая рукава;
  • мыть лицо, не разбрызгивая воду;
  • правильно пользоваться мылом;
  • не мочить одежду;
  • сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место;
  • одеваться и раздеваться в определённой последовательности: снимать и надевать носки, колготки, ботинки, шапку;
  • одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать;
  • замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
  • своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
  • пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом;
  • правильно пользоваться ложкой, убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.

Чтобы ребенок быстрее усвоил то, чему вы хотите его научить, сопровождайте свои объяснения примерами.

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в умывании:

Постоянное и удобное место для зубной пасты, щётки, стаканчика или подставки для неё; удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи.  Удобный размер – 40-50 см в ширину, 50-70 см в длину).

Ребенок должен сам умываться и вытирать руки. Покажите ему, как пользоваться мылом, как потом тщательно промыть руки водой, чтобы смыть пену, встряхнуть руки перед раковиной, чтобы вода от рук не попадала на окружающих. Напомните, что руки надо насухо вытирать.

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в одевании:

  • Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребёнка;
  • индивидуальная полка или место на полке для хранения детских вещей;
  • удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы; шнурки для обуви с твёрдыми наконечниками; достаточно свободные резинки).

Когда вы учите ребенка одеваться, напомните ему, что перед тем как надеть колготки, их надо собрать и натягивать на носок, а не просовывать сразу всю ногу; объясните, на какую ногу надо обувать соответствующий ботинок.

При этом поощряйте ребенка, если он справляется. Дети очень ценят одобрение, оно вселяет им чувство уверенности в себе и в свои способности.

После переодеваний не забудьте напомнить ребенку аккуратно сложить вещи в шкаф или повесить их на вешалку, покажите.

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка при приёме пищи:

Стул в соответствии со столом, небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка; На втором году жизни нужно закрепить умение пить из чашки, садиться на стул.

С года – двух месяцев показывайте малышу, как пользоваться ложкой, учите самостоятельно кушать, как пользоваться салфеткой после еды ( вначале вместе с вами, а потом самостоятельно); выходя из – за стола, задвигать за собой стул.

Для того чтобы ребенок научился владеть ложкой, используйте игровой момент. Например, возьмите две куклы и обыграйте ситуацию так, будто одна кукла показывает другой, как держать ложку.

Хорошим способом приучить ребенка аккуратно есть — сервировать стол. Положите рядом с ребёнком салфетку, и он сразу станет внимательнее. Если вдруг ребенок испачкает салфетку, замените ее на другую. Ему станет неудобно и впредь малыш будет есть аккуратнее.

Подобные, простые на первый взгляд, манипуляции воспитывают в детях упорство и дисциплинированность. Освоенные навыки помогут ребенку справляться самому и в детском саду, способствуют формированию самостоятельного мышления.

Так, привитие ребенку навыков самообслуживания полезно и необходимо не только в быту, но и в процессе становления личности и формирования основных качеств характера.

Как приучать ребенка к правилам гигиены?

Чистота – залог здоровья. Приучайте малыша к гигиене с раннего возраста, когда навыки закрепляются очень прочно.  А иначе ваш малыш все время будет все забывать.

Утром ребенка нужно  умывать водой комнатной температуры, а если ваш  ребенок проснулся мокрым, то и подмыть. Помните, что гигиеническая процедура  должна быть приятна ребенку.  Вода не должна быть слишком горячей или холодной.

В течение всего дня малышу приходится руки мыть несколько раз – перед едой и по мере загрязнения. Необходимо, чтобы малыш как можно раньше научился это делать сам.

Сначала помогайте ему – засучивайте рукава, чтобы вода их не замочила, показывайте, как надо правильно  намыливать руки, как смывать мыло и как вытираться полотенцем.

Показывайте малышу, как пользоваться носовым платком и салфеткой, вытирайте ему лицо и руки, рот, как только он их испачкает.  Следите за тем, чтобы ваш малыш не ходил с грязным носом.

Очень хорошо если вы перед сном купаете малыша или моете его под душем. Это доставит большую радость ребенку. Обязательно нужно ежедневно подмывать и мальчиков, и девочек. Приучайте их мыть ножки перед сном. Таким образом, вы вырабатываете у них навык к вечерним процедурам.

Как привить привычку к горшку?

При правильном воспитании малыша, он уже в два года и даже раньше может проситься на горшок. Если ваш малыш это делает, то сажайте его на горшок, по его просьбе. Но перед сном и прогулкой, вы можете предложить ему это сделать.

За детьми, которые еще не просятся, приходится внимательно наблюдать, чтобы уловить нужный момент.  Не держите долго малыша на горшке, и не заставляйте силой сидеть на нем. Малыши будут отвергать наказанные им действия.

Лучше всего напоминайте ребенку, что пара сесть на горшок, если он отказывается, не настаивайте. А когда он попросится, похвалите его. Главное помните: важно ваше спокойствие, доброжелательность и терпение.

Настанет время, когда вы сможете положиться на него самого. Это обычно бывает в 3 года.

Как воспитать помощника?

Чем старше ребенок, тем увереннее он чувствует себя дома. Часто он с удовольствием загружает белье в стиральную машину, хватается за ручку пылесоса. Он осознанно хочет помочь или подражает вам.

Ни в коем случае не отталкивайте его, даже если эта помощь доставляет вам не удобства. Во – первых, ребенок улучшает свои навыки. Во – вторых, привыкает вам помогать. А в-третьих, ваш малыш учиться общаться, договариваться и искать компромиссы в разных ситуациях.

Малыша привлекает не сам процесс стирки, уборки или сервировки стола, сколько сами предметы, которыми вы пользуетесь. Разрешайте малышу их брать – и он будет счастлив!

Привлекайте малыша к любой домашней работе, за которую вы беретесь. Малыш учится лучше концентрировать внимание, лучше двигаться, появляется желание доводить все до конца.

Помните, малыш так же, как и вы, устает. У него может поменяться  настроение, и он может отказаться, что – либо делать, за что с удовольствием брался раньше. Не настаивайте! Но и делать за него работу не стоит. Скажите ему, что вы его подождете, ведь без помощника вам ни как не обойтись.

Случается  так, что у вас нет времени, что бы поиграть с малышом в очередную игру с пылесосом, стиральной машинкой. Здесь вам на помощь придут игрушки, купите малышу игрушечную  посуду, пылесос, утюг. Это позволит ребенку самостоятельно закрепить полученные навыки.

Как выбрать книгу?

Книги для малышей – это один из главных способов познания мира. Ведь именно в книге малыш впервые видит животных, новые для него предметы. Поэтому к выбору книги нужно отнестись серьезно.

Детей в основном привлекают яркие, красочные книги с большим количеством картинок. Книга – это продукт многоразового пользования. Возможно, ту книгу, которую вы читали своему малышу, в будущем она сам будет по ней учиться читать.

Обязательное условие – текст должен быть крупного шрифта, буквы должны иметь четкие и простые очертания.

Если бумага из высокого качества, то книга дольше сохранится в чистоте. В магазинах продаются издания для малышей, которые отпечатанные на специальном картоне, его трудно будет порвать. И еще одно очень важное условие. Книга не должна быть тяжелой для малыша и очень большой.

Что же касается содержания, то лучше всего начинать с русских народных сказок.  Потешки и русские народные сказки имеют особый речевой стиль, который успокаивает малышей, развивает речь, и готовит малыша к пониманию и усвоению падежей в русском языке.

Как реагировать на непослушание?

Капризным, непослушным может быть чрезмерно возбудимый, нервный ребенок. Не нужно на него кричать, создайте спокойную атмосферу, без окриков и порицаний. Ни в кое случае, не делайте из папы некоего семейного прокурора: «Сейчас папа придет домой, он тебе задаст».

Также имеют значения «возрастные кризисы». В три года некоторые дети становятся невыносимыми, неуправляемыми и категорически отказываются выполнять вполне разумные требования.

Легче всего вам будет перенести этот период упрямства, если вы для себя учтете, что ребенок не стал хуже, у него просто начинает формироваться характер, и так он себя пытается утвердить, и лучше всего не спорьте с ним по мелочам.

Единство требований – это важное условие успеха воспитания , а самое главное спокойного поведения ребенка.

Когда наказание все – таки неизбежно, лучше, что бы это было кратковременно и четко связанно с тем, что сделал ребенок. Само наказание должно длиться несколько минут, на каждый год жизни добавляйте по минуте ( 3 года, 3 минуты и т. д.).

Смотрите ребенку в глаза и объясняйте ситуацию, например: «нельзя выходить на дорогу».

В семьях, в которых любой проступок ребенка вызывает агрессию родителей, за который затем следует физическое наказание, чаще всего вырастаю злые и жестокие дети.

Постоянно анализируйте свои требования, понимает ли их ребенок или нет.

Все воспитание должно быть основано на выработке справедливых требований, которые нужно неукоснительно придерживаться.

Прежде чем шлепнуть ребенка, подумайте, правильно ли вы поступаете, можно ли прибегнуть к физическому наказанию. Иногда даже полезно дать ребенку поручение (насорил – убери за собой).

Источник: http://sad77kursk.ru/roditelyam/116-pitanie-v-detskom-sadu

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.